Мы привыкли видеть войну в играх либо через прицел винтовки, либо из-под облаков, откуда командуем армиями. 11 bit Studios в своем новом творении тоже рассказывает о войне, но совсем другими словами и с другого ракурса, стараясь показать, каково приходится простым людям. Получилось очень убедительно. Местами даже слишком...

Наша жизнь такова, что многие ее реалии возможно по-настоящему постичь, лишь испытав их на собственной шкуре. Как там говорится, плохой опыт — тоже опыт? Но того опыта, что в итоге дал начало проекту This War of Mine, никому не пожелаешь.

Боснийская война, осада Сараево. На протяжении почти четырех лет — с апреля 1992-го по февраль 1996-го — город находился в полном окружении. И пока воюющие стороны с оружием в руках отстаивали свои позиции, мирные люди страдали. Непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, голод, болезни, нехватка продовольствия, воды и электричества... Процветали спекулянты, обострилась криминальная обстановка: мародерство, грабежи... В общей сложности за время осады погибло или пропало без вести свыше десяти тысяч человек, а поломанным судьбам так и вовсе несть числа.

Осада Сараево является, возможно, самым продолжительным и показательным подобным эпизодом в современной военной истории, и именно она вдохновила 11 bit Studios на разработку игры. Но куда бы война ни пришла, у нее всегда одна и та же мерзкая личина: кровь и боль, страдания и страх, ожидание смерти и теплящиеся изо дня в день надежды увидеть еще один рассвет... This War of Mine предлагает игрокам взглянуть на эти ужасные события именно под таким углом. Не от лица солдата, под стрекот автоматных очередей и эпичную закадровую музыку прокладывающего себе путь к победе, а с позиции простых мирян, которых в час горестей и лишений свела вместе слепая судьба. Все, что было у каждого из них раньше, в одночасье стало несущественным, а единственной целью, отодвинувшей желание сохранить человеческое лицо, стало выживание.



У каждого человека — своя история и свое мнение

Каждая история начинается и заканчивается в одном доме, где расположилась небольшая группка выживших. Пора года и состав уцелевших определяются случайным образом, что весьма сильно влияет на сложность игры — по крайней мере на первых ее этапах. У всех персонажей есть свои уникальные черты и привычки, которые могут помочь или, наоборот, навредить всей группе в нелегкой борьбе за жизнь. Так, повар Бруно отлично готовит и не растрачивает драгоценные запасы попусту, но без сигарет впадает в уныние, журналист Катя литрами пьет кофе, но зато лучше прочих умеет торговать, а дезертир Роман будет яростно защищать дом от мародеров, но в депрессии способен обратить гнев против своих же товарищей. В своих простых потребностях все они равны: каждому хочется сытно поесть, как следует выспаться и не трястись при этом от холода.

Обустройством своего убежища выжившие занимаются днем. Работы хватит всем: нужно разобрать завалы, заделать дыры в стенах, обеспечить дом хотя бы минимальными удобствами вроде радиоприемника, пары кресел, кровати и буржуйки. На все нужны материалы, которые в вечном дефиците. Конечно, на доски можно разломать ненужную мебель, да и время от времени к дверям наведывается торгаш, но кто знает, что он принесет? Естественно, за спасибо никто вам ничего не отдаст — все необходимое так или иначе придется добывать самим под покровом ночи.



Пока Марко обыскивает заброшенный особняк, где-то вдалеке продолжают рваться бомбы

Пока одни спят, а другие охраняют дом от незваных гостей, добытчик отправляется на вылазку в окрестные районы. Некоторые давно уже заброшены — по ним можно рыскать безо всякой опаски. Но где-то еще остались люди — такие же «счастливчики», как и вы сами, — и со временем ваши пути непременно пересекутся. А случись такое, как вы поступите? Ведь никогда заранее не знаешь, что за человек стоит перед тобой и что у него на уме. Мрачный головорез с автоматом вдруг внезапно предложит вместе обчистить заброшенный супермаркет — добра ведь хватит на всех, — а тщедушный забитый паренек может всадить нож в спину, стоит только отвернуться. При этом двухмерные уровни построены таким образом, чтобы у игрока всегда была относительная свобода действий. Не получается договориться — никто не мешает попробовать залезть в дом через чердак или подвал и обворовать постояльцев. А можно взять грех на душу и окропить пол кровью. Конечно, любые плохие поступки опечалят ваших товарищей в убежище, но с этим, допустим, еще как-то можно справиться — поговорить, успокоить, дать выпить стопку чего-нибудь крепкого. Куда важнее то, как после этих поступков себя будете чувствовать вы сами.

Именно во взаимодействии с людьми проявляются сильнейшие эмоциональные и моральные качества This War of Mine. О встречных персонажах не получается думать как о простых NPC, безвольных компьютерных болванчиках. Когда сходишься с ними, в голове начинают роиться те же вопросы и дилеммы, что, наверное, возникли бы и в реальной жизни. Отдать ли двум детям, молящим о помощи их больной матери, последнюю банку консервов, когда у самих животы сводит от голода? Пустить ли в дом беспомощного и, как бы это ужасно ни звучало, бесполезного старика, или отправить его умирать где-то в другом месте? Спасать ли девушку от солдата-насильника, рискуя при этом самому умереть? В осажденном городе беды встречаются на каждом шагу, но истинно верных решений практически не бывает.



По радио передают последние новости осажденного города

This War of Mine очень живо вызывает воспоминания о двух других, не менее мощных проектах. Во-первых, это платформер Deadlight, на который игра похожа и атмосферой, и внешним видом, и механикой. В то же время использование фотографий живых людей и чувство безысходности, неотвратимости чего-то страшного отсылает нас к «Мор: Утопия». Только вот суровая правда жизни давит намного сильнее, чем надуманный зомби-апокалипсис или насквозь пропитанная мистикой эпидемия песчаной лихорадки. Хотя бы одним только осознанием того, что война может без приглашения постучаться в любую дверь, и будет у нее все та же мерзкая личина: кровь и боль, страдания и смерть...

Достоинства:

взгляд на войну глазами простых людей;

мрачная, давящая атмосфера;

хорошо выдержанный визуальный стиль.

Недостатки:

чувства опустошенности не избежать никак, даже в случае положительного исхода.